Сатанизм — мировоззрение и движение, возникшее в XIX веке на волне романтической эстетизации зла как реакция на доминирующее положение христианской религии. Сатанисты заимствуют библейский образ Сатаны, но трактуют его прямо противоположным образом — как позитивный символ могущества и свободы.
Статейки на тему.
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться22008-08-09 20:54:38
Историческое использование термина
Термин «сатанизм» встречается в литературе, самое раннее, с XVI века, однако в другом значении, что до сих пор способствует возникновению путаницы вокруг его использования. Под этим термином не понималось какое-то определённое философское учение или течение, ибо он использовался лишь в качестве уничижительного слова для обозначения совершенно различных еретических, с точки зрения католической церкви, учений, а также для обвинения Святой инквизицией людей в колдовстве и любой другой нехристианской деятельности. Какие-либо данные о том, что до основанной А. Ш. ЛаВеем в 1966 году Церкви Сатаны существовала какая-либо иная, более старая организация (или культ) сатанистов, объявившая бы о своей философии как сатанизме, отсутствуют.
Поделиться32008-08-09 20:55:57
Первое упоминание слова «сатанизм»
Работа Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви» (1565), в которой рассматривается учение Мартина Лютера, считается старейшим документом, в котором содержится слово «сатанизм»:
«…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и Сатанизмов.
Следует отметить, что Мартин Лютер никогда не связывал свою философию с Сатаной и не декларировал свой интерес к этой теме. Термин «сатанизм» употребляется Хардингом в качестве уничижительного определения учения, противостоящего каноническому христианству.
Поделиться42008-08-09 20:56:17
«Сатанизм» XIX века
Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить к дьяволопоклонничеству, демонизму и декадентству.«Сатанизм» XIX века скорее миф, чем реальность.
Поделиться52008-08-09 20:57:00
Бытовое понимание
Бытовая или общеупотребительная трактовка: сатанизм есть религия, основанная на поклонении злу или неким «тёмным силам», культ зла как такового. Соответственно данной трактовке с сатанизмом ассоциируется «тёмная» (то есть направленная на причинение вреда кому-либо) магия и в обязательном порядке — контакт с дьяволом или иными силами тьмы (в понимании христианского вероучения).
В качестве примера сатанинской секты часто указывают на Чарльза Мэнсона или на публикующиеся в газетах сообщения об убийствах на ритуальной почве. Как правило подобные убийства совершаются психически нездоровыми людьми и непосредственно к сатанизму имеют весьма косвенное отношение; помимо бытовой точки зрения существует и другая, основанная на наличии причисляющих себя к «сатанистам» некриминальных групп и их понимании сатанизма.
Возможными источниками трактовки сатанизма как «культа зла» является как христианское вероучение, так и популярная культура — где часто фигурирует абсолютное зло (см. например, фильм Пятый элемент) или подчёркнуто зловещие тайные организации (как во многих фильмах про Джеймса Бонда). В какой-то степени свою роль играют и газетные сообщения о совершаемых психически нездоровыми людьми преступлениями — с подробным описанием (реальных или выдуманных автором публикации — достоверность их не может не вызывать сомнения) ритуальных действий.
Поделиться62008-08-09 20:57:37
Сатанизм ЛаВея.
Современный сатанизм как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х годах, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.
Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969 году, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.
Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера — члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.
Поделиться72008-08-09 20:58:12
Сатанизм в России
В России официально сатанизм (по состоянию на 2005 год) представлен не был; более того — идентифицирующие себя как «сатанисты» разделились на несколько групп. Сведения о таких мифических сообществах как «Южный крест» не могут считаться достоверными — в силу достаточно низкой верифицируемости публикуемых в «жёлтой прессе» материалов.
Общие черты
С философско-мировоззренческими основами каждого из перечисленных направлений лучше всего знакомиться непосредственно на указанных ресурсах, тем не менее следует отметить общие для всех перечисленных движений черты:
* отказ от поклонения чему-либо или кому-либо (иными словами сатанизм не есть «культ зла»)
* необходимость личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных индивидов — способных совершать осознанный выбор)
* отход от догм христианской или иной рассматриваемой в качестве традиционной морали (что тем не менее не предполагает совершения каких-либо насильственных действий против церкви — покуда эти действия не представляются наиболее разумным и целесообразным поведением в данной ситуации: сатанист может делать всё что угодно, но далеко не все является разумным; «всё можно, но не всё полезно»).
Поделиться82008-08-09 21:00:02
Каббала́ (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») — духовное мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль). Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм.
Поделиться92008-08-09 21:01:20
Мнения о связи между Каббалой, иудаизмом и другими религиями
Сложились разные мнения о связи между Каббалой и иудаизмом, другими религиями, наукой и культурой:
* В ортодоксальном иудаизме Каббала рассматривается в качестве мистическо-философского учения, раскрывающего тайный смысл Торы. Книги Каббалы являются составной частью еврейской традиции.
* По мнению ряда православных священников и публицистов, Каббала — чуждое и враждебное христианству оккультное учение.
* По мнению Ф.Берга: «Каббала — духовное учение, идеи которого предшествовали иудаизму и другим религиям».
* По мнению М.Лайтмана: «Каббала — это наука о существующей реальности и методе её правильного восприятия человеком».
Основа Каббалы определение Бааль Сулама
определение Бааль Сулама
"…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире…». из статьи Бааль Сулама«Суть Каббалы» (переводчик пожелал остаться неизвестным)
Предназначение Каббалы
Каббала является мистическо-философским учением, появившимся в иудаизме и развившимся в течении многих поколений еврейскими раввинами и мыслителями. Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах.
Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» (ивр. גמר תיקון) — конечное исправление. Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.
Изучение Каббалы
Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя. Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.