Карма и самсара.
Карма буквально переводится как «действие», «деятельность» или «работа»и может быть описана как «закон действия и воздаяния». Согласно Упанишадам, индивид, называемый термином джива или джива-атма, развивает определённые самскары (впечатления, отпечатки) от любых действий, которые он совершает, как на физическом, так и на умственном уровне. Самскары откладываются в так называемом «линга-шарире» — тонком теле, которое тоньше чем физическое тело, но грубее чем душа. В нём самскары переносятся в следующую жизнь, формируя единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму.Таким образом, концепция всеобщего, нейтрального и безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с личностью индивида, его качествами и его семьёй. Карма сплетает вместе понятия свободы воли и судьбы.
Круговорот действия, последствий действия, рождения, смерти, и рождения заново называется самсарой. Понятия реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В «Бхагавад-гите» утверждается:
Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.
Мир самсары обеспечивает эфемерные наслаждения, которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради услаждения бренного материального тела. Освобождение из мира самсары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение.
Конечная цель жизни обозначается такими терминами как мокша, нирвана или самадхи, и различными направлениями индуизма понимается по разному:
* Осознание своего единства с Богом
* Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом
* Достижения чистой любви к Богу
* Осознание единства всего бытия
* Осознание своего истинного «Я»
* Достижение совершенного умиротворения
* Полная свобода от материальных желаний
Достигнув конечной цели человеческого существования, индивид освобождается из самсары и прекращает цикл перевоплощений.Точное определение мокши даётся различными философскими школами индуизма по-разному. Например, адвайта-веданта утверждает, что после достижения мокши, атман прекращает своё существование как личность и сливается с безличным Брахманом. Последователи дуалистических школ двайты отождествляют себя как частички Брахмана, вечно обладающие индивидуальностью. После достижения мокши они ожидают попасть на одну из лок (планет) духовного мира, и навечно остаться там, наслаждаясь вечными взаимоотношениями с одной из форм Бога (Ишвары). Духовный мир, называемый Вайкунтха (обитель Вишну) является наиболее близким аналогом Царства Бога. Также говорится, что последователи двайты хотят «отведать сладость сахара», тогда как последователи адвайты хотят «превратиться в сахар».
Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Индивид, попавший в адские тонкие сферы бытия, может быть вызволен оттуда посредством жертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться его детьми и внуками. Проведя там определённое время, он «снова умирает» (речь идёт о непрерывном движении души через промежуточные состояния к следующему воплощению), проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самоосознания.